ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Сретенск
83024621754
sretschool@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1»
МЕНЮ

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Деловая игра “Лидер”

 Цель: выявить лидеров классного коллектива и содействовать его сплочению. 
Участники игры: учащиеся одного класса, классный руководитель, старшеклассники – организаторы игры. 


Ход проведения игры: коллектив разбивается на микрогруппы по 5-9 человек. В ходе игры ученикам предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему. 
 Ведущий игры ученикам, что игра имеет “секрет”, который им будем открыт только в конце. О “секрете” знают только организаторы игры и его помощники (по количеству микрогрупп). А “секрет” игры в том, что помощники внимательно следят за тем, как каждый участник временного коллектива проявляет активность в выполнении задания и дает ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя): 
- белый жетон для лидера-организатора; 
- желтый жетон для лидера-вдохновителя; 
- красный жетон для исполнителя; 
- зеленый жетон для зрителя. 
 Ведущий разбивает весь коллектив на микрогруппы с помощью открыток (по временам года, по цветовой гамме). Для знакомства ведущий предлагает придумать название своей группы. Через 30 секунд предлагается перекличка группы. Затем ведущий предлагает выполнить следующие задания: 
1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-то фигуру. 
2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет или выразить чувства, настроение). Время работы – 5 минут.
3. Конкурс – буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 3-4 минуты. Например: птице – сниться, лодка – селедка, смело – улетела и т. д. 
4. Составить кроссворд из 5-6 вопросов по определенной теме: спорт, страны мира, природа и т. д. Время выполнения – до 5 минут. 
5. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву. 3 минуты. 
6. Инсценировать сказку в различных жанрах. Время на выполнение 5 минут. 
После окончания всех конкурсов ведущий просит участников показать свои жетоны организаторам в группах, которые сразу же фиксируют результат. После этого они сдают свои жетоны. Теперь им можно раскрыть “секрет” игры. Ведущий предлагает подвести итоги игры и представить своих лидеров с юмором, весело и задорно. 
 Педагогический анализ результатов игры. 
 В течение игры у каждого участника появится набор жетонов. Помощники ведущего обнаружат, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу станет ясно, кто из них имеет ярко выраженную активную позицию. У этих участников будет преобладать много жетонов “лидер-организатор” и “лидер-вдохновитель”, меньше “исполнитель” и “зритель”.

Развивающая анкета “Твои увлечения”

 Цель: выявление и развитие социально ценных интересов учащихся среднего и старшего возраста. 
 Ход проведения: 
1. Каждому учащемуся предлагается выполнить следующее задание: составить список своих увлечений – тех занятий, которые кажутся тебе особенно интересными, привлекательными (но не более 10 основных), и запишите их в столбик. Рядом с полученным списком начертите таблицу из 4 вертикальных граф (“а”, ”б”, ”в”, ”г”): 
а) поставь “+” в графе “а” рядом с теми увлечениями, которые приносят пользу не только тебе, но и окружающим. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число. 
б) поставь “+” в графе “б”, если твое увлечение требует участия других людей в виде жертвы с их стороны (временем, деньгами и т. д.). Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число. 
в) поставь “+” в графе “в”, если твое увлечение помогает тебе стать лучше, способствует твоему развитию. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число. 
г) поставь “+” в графе “г”, если твое увлечение осуществлялось на практике в течение последних двух недель хотя бы раз. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число. А теперь поразмышляй, сделай выводы о том, достаточно ли серьезно ты относишься к выбору предмета своих увлечений, не мешают ли они твоим близким, не являются ли увлечения лишь твоим воображением. 

2. Выполнение второго задания: составь список из 10 самых любимых вещей (из числа тех, какими дома распоряжаешься только ты). Как в предыдущем упражнении, начерти рядом с получившимся списком таблицу из 4 вертикальных граф: 
а) поставь “+” в графе “а” рядом названием вещи, без которой ты вполне мог бы обойтись. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число. 
б) поставь “+” в графе “б”, если вещь есть у тебя, но ее не имеют родители, хотя и хотели бы иметь. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число. 
в) поставь “+” в графе “в”, если эта вещь тебе необходима только лишь для поддержания собственного авторитета среди товарищей. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число. 
г) поставь “+” в графе “г” рядом с названием вещей, которые нужны тебе, чтобы приносить пользу и другим людям. Подсчитай общее количество плюсов. Запиши их число. А теперь поразмышляй, сделай выводы о своем предпочтении духовных или материальных ценностей. 
3. Выполнение третьего задания: аналогично предыдущему составь список из 10 вещей, которые ты хотел бы иметь немедленно, но сейчас еще не имеешь. 

Проанализируй, реалистичны ли твои ожидания, соответствуют ли они возможностям твоей семьи.

Анкета учащегося “Ты и твой класс”

 Цель: выявить представления учащихся о своем классе, их оценочные суждения о деятельности и отношениях в классном сообществе. 
Ход проведения: Классный руководитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы анкеты: 
1) Нравится ли тебе самому твой класс? 
а) да; 
б) больше да, чем нет; 
в) трудно сказать; 
г) больше нет, чем да; 
д) нет. 
2) Что больше всего тебе нравится в классе? 
3) Что тебе не нравится в твоем классе? 
4) Если бы ты стал классным руководителем, то какие изменения ты внес бы в жизнь класса 
5) Оцени, пожалуйста, отношения между учащимися в твоем классе. 
а) наш класс дружный и сплоченный; 
б) наш класс дружный; 
в) в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе; 
г) в нашем классе бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя; 
д) наш класс недружный, часто возникают ссоры; 
е) наш класс очень недружный, трудно учиться в таком классе. 
6) Кто умеет правильно оценивать твои поступки? 
7) Кто может указать на твои недостатки, кого ты больше послушаешь? 
8) Ты хочешь принять какое-то важное для себя решение. С кем ты прежде всего посоветуешься 
9) Как ты думаешь, кто из твоих друзей мог бы стать другом нашего класса? 
10) На кого тебе хотелось быть похожим в своей жизни? 
11) Чем ты увлекаешься в свободное от учебы время? 
12) Охарактеризуй, пожалуйста, свои отношения с родителями: 
а) очень хорошие; 
б) хорошие; 
в) когда как; 
г) плохие; 
д) очень плохие. 
13) Считаешь ли ты, что твои родители до конца откровенны с тобой? 
а) да; 
б) нет; 
в) трудно сказать. 
14) Назови самые большие твои желания: 
первое желание_______________ 
второе желание_______________ 
третье желание_______________ 

 Большое спасибо! 
 Полученные данные позволяют выяснить представления учащихся о своем классе, положительных и отрицательных сторонах жизнедеятельности классного сообщества. Полезную информацию получает классный руководитель о родителях и друзьях учащихся, об интересах и увлечениях своих воспитанников. Анализ ответов на вопросы № 6, 7, 8 помогает определить круг наиболее авторитетных лиц, оказывающих решающее влияние на формирование личности учащихся. 

Методика “Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!”

 Цель: определить стадии развития коллектива класса. 
 Ход проведения. При проведении одного из классных часов классный руководитель предлагает учащимся совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений. Он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики стадий развития коллектива. Учащиеся посредством групповой самооценки должны определить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса. Учащимся предлагается следующий текст: 
 Все начинается с интереса (первый этап) 
 У класса есть общая цель. Например, подружиться всем ребятам – мальчикам и девочкам. В классе одно общее дело. Например, все готовятся к коллективному дню рождения, на котором предстоит защищать свое время года – когда кто родился. “Зима”,”Весна”,”Лето”,”Осень” – так будут называться творческие группы, где придется придумывать и действовать вместе мальчикам и девочкам ведь они родились в одно время года. 
 Жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников. Класс учится действовать самостоятельно. Планировать, что и как делать. Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем. 
 Действует не только актив, но и каждый ученик. Когда что-то готовится, создаются специальные группы – советы дел. В классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы – коллектив! Вы узнали себя? Можно считать, что первый этап развития коллектива пройден. Но не надо думать, что жизнь класса теперь настолько налажена, что дальше и идти некуда. Достижение первого этапа – это стремительный рывок на пути ко второму. 
 Все дела творческие – иначе зачем (второй этап) 
 У класса достаточно трудная цель. Например, стать настоящим коллективом. В коллективе – самоуправление. Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. В составе классного самоуправления побывали почти все ребята. В классе есть желание действовать, вглядываться в окружающую жизнь и улучшать ее. 

 В творческих группах или объединениях разрабатываются очень сложные дела. Но творчески проходят и самые обычные дела. Продумывать дела – самое интересное занятие. Классу очень нужны таланты, и поэтому увлечения, любимые занятия каждого помогают интересно, творчески жить всем. В классе есть даже свои специалисты по разным вопросам – “поэты”, ”психологи”, ”ученые”. Ребята живут по принципу “Все дела творческие – иначе зачем?”. 
 В классе сложилось коллективное мнение – общие оценки по самым разным вопросам. 
 У класса есть даже свои законы – в них отражается то, что считается особенно ценным, их стараются выполнять. Ребята очень ценят коллектив своего класса. Они говорят: “у нас принято выкладываться без остатка”, “каждый чем-то увлечен”, “думать, спорить, убеждать, а потом создавать – главное в нашей жизни”. 
 Конечно, в классе порой спорят по очень серьезным вопросам – бывает, что за делами не умеют заметить настроение каждого. “Примерили” ориентиры к своему классу? Соответствуете? Можно считать, что одержана новая победа. Пройден еще один этап развития коллектива. Это, конечно, большая победа, но самый важный этап еще впереди. 
 Жить для радости людей (третий этап) 
 Для большинства учащихся класса главная цель – улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней, сохранять героическое прошлое Родины для истории. С этой целью сверяет свою жизнь и поступки каждый. 
 У класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям – младшим, взрослым, стране. Ребята не могут обходиться без такой работы. Жить для людей – значит для них “гореть, а не тлеть!”. 
 В классе, по-настоящему дружном, учащиеся искренние, заботливо относятся к каждому, стремятся жить “ради улыбки товарища”. Учащиеся ценят знания, они умеют их добиваться и давать оценку событиям, отношениям, людям. 
 В классном коллективе богатая духовная жизнь – определяются не только близкие, но и далекие цели, ценности и образцы. Ребята умеют работать над собой – воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность. Ваш класс именно такой? Значит, вы одолели новый этап развития коллектива. Можно двигаться дальше.
 Обработка полученных результатов: 
 Общее мнение учащихся класса о том, на каком этапе развития находится классный коллектив, является групповой самооценкой уровня развития классного сообщества. 
 При поиске сходства и различий жизнедеятельности в данном классе с предложенными для обсуждения этапами развития коллектива можно выявить сильные и слабые стороны ученической общности, определить основные направления формирования классного коллектива. 

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

 Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. 
Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 
4 – совершено согласен; 
3 – согласен; 
2 – трудно сказать; 
1 – не согласен; 
0 – совершенно не согласен. 
1) Я иду утром в школу с радостью. 
2) В школе у меня обычно хорошее настроение. 
3) В нашем классе хороший классный руководитель. 
4) К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 
5) У меня есть любимый учитель. 
6) В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение. 
7) Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 
8) У меня есть любимые школьные предметы. 
9) Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 
10) На летних каникулах я скучаю по школе. 
Обработка полученных данных Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью “У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если “У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же “У” больше 2, но меньше 3 или “У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. 

Методика “Какой у нас коллектив”

 Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом. 
Ход проведения: школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива. 
“Песчаная россыпь” 
 Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее – и не станет россыпи. 
 Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что “сцепляло” бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. 
“Мягкая глина” 
 Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела – этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. 
 В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.  
 Скрепляющим звеном здесь является нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать. 
“Мерцающий маяк” 
 В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, “так держать”. Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: “Я здесь, я готов прийти на помощь”. 
 Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны “смотрители” маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив. Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявления активности всплесками, да Ито не у всех. 
“Алый парус” 
 Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу “один за всех, и все за одного”. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов “экипажа” проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено. 
“Горящий факел” 
 Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени “Алый парус”. Но это не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на скалы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно Данко, жаром своего сердца дорогу другим. 
 Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается выявить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают уровень развития коллективистских отношений, довольных и не

Психолог? Нет, он не волшебник,

Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер -человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твою измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель -

Твоих ошибок, друг побед.
Гармонии, в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.

© 2024. МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1».
Яндекс.Метрика